Российский газовый гигант – корпорация Газпром – в скором времени планирует осуществить план постройки в Амурской области (г. Белогорск) крупнейшего газо-химического комплекса по производству и переработке гелия. Эта информация недавно появилась в корпоративном журнале концерна.
В планах предприятия – освоение большого Чаяндинского месторождения, расположенного в Якутии. По сравнению с Ковыктинским, новые открытые запасы газа отличаются спецификой добычи и переработки. Кроме того, Ковыкта имеет большой порог безубыточности – примерно 25 миллиардов кубометров газа. Поэтому для обеспечения рентабельности разработки месторождения, уровень добычи гелия должен быть в таких же пределах.
Одним из серьезных и пока не решенных вопросов является поиск рынков сбыта добываемого метана. Связано это с тем, что потребности Иркутской области в газе составляют всего лишь около 2 млрд. кубометров в год, а переговоры с китайской стороной о налаживании поставок больших объемов сырья пока не увенчались успехом. Тем не менее, Чаяндинское месторождение является одним из приоритетов Газпрома на восточном направлении, и инвестиционное решение по нему активно реализуется. Эксперты оценивают общую предварительную стоимость этого проекта, включающую прокладку газопровода и обустройство месторождения, в 770 и 430 миллиардов рублей соответственно.
К 2017 году корпорация планирует закончить работы по прокладке газопровода Якутия – Хабаровск – Владивосток, протяженность которого составит рекордные более чем 3200 километров. К этому времени планируется ввести в строй завод по производству сжиженного газа во Владивостоке. Проектная мощность этого гиганта составляет 10 млн. тонн в год.
Основная часть якутского газа ориентирована на реализацию в странах тихоокеанского региона и развитие газо-химического производства в восточных регионах России.
Структуры концерна ведут активные изыскательские работы по поиску скважины для хранения гелиевого концентрата. Кроме того, приоритетной задачей также является формирование необходимой инфраструктуры для гелиевого производства, создания необходимых условий для добычи и сжижения газа и его последующей транспортировки.
Необходимо учитывать сложность транспортировки жидкого гелия железнодорожным транспортом. Связано это с его физико-химическими особенностями и спецификой конструкции контейнеров. Эффективной альтернативой таких перевозок является морской и автомобильный транспорт.
Основную долю мирового рынка по производству емкостей для транспортировки гелия в данный момент занимают шведские и американские компании. В тоже время российская компания «Гелиймаш» осуществила разработку собственной автоцистерны для транспортировки газа. На данный момент планируется проведение тестовых прогонов цистерны от Оренбурга до Иркутска и обратно, после чего оборудование будет подвергнуто восемнадцатимесячным испытаниям в компании «Газпром газ-энергосеть». Планируется, что с 2014 года этот специализированный оператор Газпрома займется организацией производства и реализацией сжиженного гелия.
Увеличение масштабов гелиевого производства способствует не только развитию углеводородной отрасли, но и оказывает активное воздействие на другие сферы экономики Дальнего Востока России. Так, например, автомобилестроители будут получать новые заказы на производство специализированной автомобильной техники. Появится потребность в создании контейнеров, мембранных установок и комплектующих узлов к ним. Возрастет необходимость в квалифицированном персонале, что снизит уровень социальной напряженности из-за значительного уровня безработицы в регионе. Об этом сообщает журнал корпорации «Газпром».